Отказ в возмещении НДС

Возмещение (зачет или возврат) НДС – процедура, предусмотренная налоговым законодательством, и формально, если четко следовать букве закона, достаточно простая. Однако практика говорит о том, что очень многие представители бизнеса испытывают с этим проблемы: налоговые органы часто отказывают в возмещении НДС или признают обоснованной только часть заявленной суммы.

Несколько слов о процедуре возмещения НДС

Основная нормативно-правовая и правоприменительная база:

  • Порядок возмещения НДС регулируется ст.ст. 176 и 176.1 Налогового кодекса РФ (часть вторая). Наряду с этим нужно обращаться к положениям ст.ст. 164 и 165 НК РФ, п. 2 ст. 173 НК РФ и другим нормам, регулирующим порядок исчисления, уплаты налога и применения налоговых вычетов.
  • На некоторые вопросы толкования и применения налогового законодательства, а также на ряд процедурных моментов влияние оказывают нормативные акты и рекомендательно-разъяснительные письма Минфина РФ и ФНС РФ. Например, вот одно из последних Писем Минфина РФ – «О возмещении НДС по результатам камеральной проверки» от 03.04.2018 № 03-07-14/21255, подготовленное Департаментом налоговой и таможенной политики.
  • Формы заявлений о возврате и о зачете НДС установлены приказом ФНС РФ от 14 февраля 2017 года № ММВ-7-8/182@.
  • Нужно учитывать и сложившуюся практику рассмотрения жалоб и принятия решений по делам об оспаривании отказа в возмещении НДС в вышестоящем налоговом органе и в арбитраже.

Обязательные условия появления права на НДС возмещение:

  • заявитель должен быть плательщиком НДС;
  • он не должен использовать льготные режимы налогообложения, как, например, УСН или ЕСХН;
  • работы, услуги или товары, на основании приобретения которых планируется возмещение НДС, должны быть приобретены для коммерческой (предпринимательской) деятельности и оприходованы;
  • сделка должна быть реальной, а не «на бумаге», и контрагент не должен вызывать сомнений в своем реальном существовании – обязательно наличие регистрации, сдача налоговой отчетности и пр.
  • заявленная сумма НДС должна быть подтверждена счет-фактурами, в которых нет ошибок, все оформлено по правилам, присутствуют оригинальные подписи руководителя и главбуха.

Возмещение НДС возможно в 2 ситуациях:

  1. Возмещение «входного» НДС (п. 2 ст. 173 НК РФ) при условии превышения суммы налоговых вычетов над исчисленной суммой НДС, в том числе увеличенной на сумму восстановленного налога. Такую ситуацию может порождать, например, покупка товаров с 18-процентной ставкой НДС, а их реализация со ставкой 10% либо превышение объема приобретенных товаров над объемом реализованных.
  2. Осуществление операций со ставкой НДС 0%. Перечень соответствующих операций дается в ст. 164 НК РФ, а процедура подтверждения права на возмещение прописана в ст. 165 НК РФ.

Существуют два порядка возмещения НДС: общий (ст. 176 НК РФ) и заявительный (ст. 176.1 НК РФ). Основным считается общий порядок. Для применения процедуры заявительного характера нужно соответствовать ряду специальных критериев. Но в любом случае автоматически ничего не происходит: расчет и заявление определенной суммы к возмещению – задача налогоплательщика. При этом мало предоставить расчет и заявление – нужно обосновать требование, что будет в обязательном порядке проверено ИФНС.

Процедура возмещения НДС – двухэтапная:

  1. Подача декларации и документов, подтверждающих право на НДС возмещение.
  2. Проверка ИФНС. При общем порядке возмещения НДС принятие налоговым органом решения возможно только после проведения камеральной проверки, при заявительном – до завершения проверки.

Причины отказа в возмещении НДС и судебная практика

Существует довольно-таки много причин, по которым налоговый орган либо отказывает в возмещении НДС либо признает обоснованной только часть заявленной суммы.

Основные причины:

  • Претензии к «первичке», в частности к счет-фактурам. Некорректно составлены (заполнены), есть ошибки, не проставлены прочерки там, где они должны быть проставлены, нет оригинальной подписи руководителя и (или) главбуха, другие претензии. Наиболее часто проблемы бывают связаны со счет-фактурами, касающимися выполнения работ или оказания услуг. Нарушение правил составления счет-фактур далеко не всегда является основанием для отказа к возмещению НДС. Судебная практика свидетельствует, что налоговый орган бывает излишне придирчив, а иногда ошибочно классифицирует недочеты в «первичке» как основание для отказа, тогда как речь должна идти максимум о нарушении правил бухучета.
  • Претензии к контрагентам (поставщикам). Налоговый орган проверяет добропорядочность контрагента, учитывая, среди прочего, результаты встречных проверок, и может поставить ее под сомнение. Проблемы с «чистотой» контрагента так же, как претензии к «первичке», сами по себе не являются основанием для отказа в возмещении НДС, но многое зависит от обстоятельств и позиции налоговиков. Нередко вопрос можно разрешить только в арбитраже, и суды часто встают на сторону налогоплательщиков.
  • Претензии к договорам, их оформлению и регистрации. В этой ситуации, если соблюдены все прочие условия для возмещения НДС, суды встают на сторону бизнеса. Но, следует понимать, что несоблюдение формы договора и обязанности по его регистрации влечет недействительность сделки. И с учетом того, что налоговый орган может предъявить и другие претензии, задача выигрыша спора с ИФНС способна очень серьезно усложниться.
  • Претензии к бухучету. Это большая группа причин, которые могут повлечь отказ или уменьшение суммы возмещения. Но если ошибки, недочеты и прочее прямо не касаются права на возмещение НДС и не влияют на расчеты, высока вероятность добиться возврата или зачета нужной суммы.
  • Претензии к декларации и другим документам, представленным для камеральной проверки. Результаты проверки способны серьезно повлиять на принятие налоговым органом того или иного решения. Проблема заключается еще и в том, что по итогам «камералки» могут пойти доначисления, недоимка, пени, штрафы, что потребует решения еще и этих вопросов.

Что делать, если ИФНС отказала в возмещении НДС

Обжалование решения налогового органа об отказе в возмещении НДС – одна из разновидностей налоговых споров. Для их урегулирования предусмотрен единый, двухэтапный порядок:

  1. Обжалование решения в вышестоящем налоговом органе. Предмет обжалования – ненормативный акт, который, по мнению заявителя-налогоплательщика, нарушает его права. Жалобу нужно подавать в вышестоящее территориальное подразделение ФНС, но через ИФНС, решение которой обжалуется. В течение 3-х дней ИФНС обязана, во-первых, принять меры к устранению нарушения, вплоть до пересмотра решения, во-вторых – направить жалобу по месту рассмотрения. На обжалование дается один год с момента, когда налогоплательщик узнал о нарушении его права, то есть, как правило, когда он получил решение налоговой об отказе в возмещении НДС или узнал о нем. По итогам рассмотрения жалобы может быть принято решение об отказе в ее удовлетворении или об удовлетворении. Если жалоба будет удовлетворена, то решение об отказе отменяется.
  2. Судебное обжалование. Обращение в суд возможно лишь при условии, что пройден этап досудебного обжалования и он не увенчался успехом. Жалоба рассматривается по общим правилам искового производства, но учитывая требования Главы 24 АПК РФ. Для обращения в арбитраж дается 3 месяца с даты, когда налогоплательщик узнал о нарушении своего права. Срок нужно считать с момента получения решения налогового органа об отказе в удовлетворении жалобы, направленной в досудебном порядке.

Если так сложились обстоятельства, что по результатам камеральной проверки не только отказали в возмещении НДС, но еще и привлекли к налоговой ответственности, нужно будет ставить вопрос о подаче апелляционной жалобы. Правда, зачастую вопрос ответственности и вопрос возмещения НДС напрямую не взаимосвязаны, поэтому могут быть разрешены по отдельности – параллельно или друг за другом. Но в любом случае потребуется анализ ситуации в комплексе, чтобы выявить взаимосвязь или ее отсутствии и наметить с учетом этого план действий.

Поскольку при принятии решения об отказе в возмещении НДС налоговый орган должен его мотивировать, отталкиваться в вопросе обжалования нужно от конкретных причин отказа. Обязательно подлежит изучению и анализу представленная в налоговый орган документация, по которой проводилась камеральная проверка. Впрочем, предварительные выводы можно сделать по решению налоговой. Если оно у вас на руках, отправьте заявку нашему арбитражному юристу, приложив решение. Мы бесплатно дадим консультацию и подскажем, что лучше всего предпринять в вашей ситуации.

Полезные материалы по теме:
Налоговый арбитраж

Оставить комментарий

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz