Включение в реестр недобросовестных поставщиков

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – одна из санкционных мер, которая применяется ФАС в отношении поставщиков (исполнителей, подрядчиков), допустивших определённые нарушения при заключении или исполнении госконтракта. Эта мера предусмотрена в закупках, которые проводятся и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. Включение в РНП фактически исключает возможность дальнейшего участия в государственных и муниципальных торгах. Но также может негативно повлиять и на заключение других сделок, поскольку проверка контрагента по РНП – стандартная практика.

РНП по 44-ФЗ и 223-ФЗ

РНП – единая база данных о поставщиках, исполнителях и подрядчиках. По каждому нарушителю приводится следующая информация:

  • номер в РНП;
  • наименование, место нахождения, ИНН, КПП поставщика (исполнителя, подрядчика), его учредители, руководитель, члены коллегиального органа управления;
  • дата включения в реестр недобросовестных поставщиков и планируемая по сроку дата исключения из реестра;
  • причина (основание) включения в РНП;
  • сведения о закупке и контракте, которые послужили поводом, и сведения о заказчике, по инициативе которого произошло включение в РНП.

В зависимости от характера закупки в единой базе недобросовестных поставщиков формируются три реестра:

  1. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), допустивших нарушения в закупках по 44-ФЗ.
  2. Реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ.
  3. Реестр недобросовестных подрядных организаций, формируемый согласно Постановлению Правительства РФ №615 от 01.07.2016 (сфера капремонта).

Основными считаются первые два реестра. Они построены практически одинаково. Разница – в основаниях и порядке внесения в реестр недобросовестных поставщиков, которые определяются разными законами (ФЗ-44 и ФЗ-223). В третий реестр попадают только организации, занимающиеся капремонтом в многоквартирных домах. При этом порядок включения в этот РНП предусмотрен специальным нормативным актом правительства, но он не особо отличается от процедуры, установленной ФЗ-44.

Основания включения в реестр недобросовестных поставщиков

По 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включают организации и ИП, которые:

  • Уклонились от заключения контракта, будучи победителем в закупке.
  • Являются исполнителем, поставщиком или подрядчиком по контракту, который расторгнут по решению суда из-за неисполнения или недобросовестного исполнения.
  • Являются исполнителем, поставщиком или подрядчиком по контракту, в котором заказчик отказался от его исполнения из-за существенного нарушения второй стороной условий договора.

Уклонением от заключения контракта считаются:

  • Ненаправление или нарушение срока (5 рабочих дней) направления заказчику подписанного надлежащим лицом проекта контракта или протокола разногласий.
  • Невыполнение победителем конкурса или аукциона требований ст. 37 ФЗ-44 об антидемпинговых мерах:
    • непредоставление обеспечения в установленном размере;
    • непредоставление информации о добросовестности и обеспечения в установленном размере.

Если НМЦ (начальная (максимальная) цена контракта) превышает 15 млн рублей, победителю аукциона или конкурса, снизившему НМЦ на 25% и более, нужно предоставить обеспечение. Размер такого обеспечения должен в полтора раза превышать обеспечение исполнения контракта и быть не меньше суммы аванса, если он предусмотрен контрактом. Если победитель демпингует в том же размере, но НМЦ равна или меньше 15 млн рублей, он обязан предоставить аналогичное обеспечение. Но в этой ситуации разрешено ограничиться предоставлением сведений о своей добросовестности и обеспечения в размере обеспечения исполнения контракта. О добросовестности свидетельствует информация из реестра контрактов. Требуется подтвердить, что в течение последних 3 лет участник, в том числе как правопреемник, исполнил 3 контракта без штрафов и пеней. При этом нужно, чтобы цена хотя бы одного такого контракта составляла минимум 20% НМЦ текущей закупки.

По 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков вносят по тем же самым основаниям. Исключение – отказ заказчика от исполнения контракта из существенных нарушений. Такого основания здесь нет. Кроме того, 223-ФЗ – рамочный закон. Он предоставляет заказчикам некоторую свободу в определении правил закупки – они устанавливаются Положением о закупке, которое каждый заказчик разрабатывает сам. Именно в Положении должно быть определено, что подразумевается под уклонением от заключения контракта и может ли считаться нарушителем не только победитель торгов, но и «второй номер», если с победителем не удалось заключить контракт.

Организации, занимающиеся капремонтом в МКД, могут включить в РНП, если:

  • Уклонились от заключения контракта и при этом были единственными участниками аукциона, победили в нём или стали вторыми, но получили право на заключение договора на капремонт в МКД.
  • Были подрядчиком в договоре на капремонт в МКД и такой договор расторгнут судом.
  • Заказчик отказался от исполнения договора на капремонт МКД из-за существенных нарушений подрядчиком его условий.

То есть, основания здесь такие же, как и по 44-ФЗ, только с поправкой на специфику заключения и исполнения договоров на капремонт в МКД.

К судебному расторжению контракта (договора) или одностороннему отказу заказчика от его исполнения из-за существенных нарушений подрядчиком (исполнителем, поставщиком) условий контракта (договора) применяются нормы гражданского законодательства (ГК РФ). В этих случаях обязателен досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Односторонний отказ заказчика от контракта допускается, если он предусмотрен контрактом. Существенный характер нарушения определяется также по правилам ГК РФ, с учётом условий контракта и судебной практики по сделкам такого же вида.

Порядок включения в реестр недобросовестных поставщиков

Порядок внесения в РНП отличается в зависимости от того, в рамках какого закона проводилась закупка и что послужило основанием для обращения заказчика в ФАС для применения этой меры.

По ФЗ-44:

  • Предоставить сведения о включении в РНП – обязанность заказчика, за нарушение которой грозит административный штраф.
  • Для направления сведений и документов в ФАС заказчикам даётся 3 рабочих дня:
    • с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта;
    • с даты расторжения контракта – при наличии решения суда или одностороннем отказе от исполнения контракта.
  • В сведениях указываются (в зависимости от основания включения в реестр недобросовестных поставщиков):
    • наименование организации или ФИО предпринимателя, их ИНН, место нахождение;
    • наименование (ФИО) учредителей, руководителя и членов коллегиального органа управления организации, их ИНН;
    • дата проведения закупки;
    • дата заключения контракта;
    • объект закупки, цена и срок исполнения контракта;
    • идентификатор закупки;
    • основание и дата расторжения контракта.
  • Если контракт расторгнут судом – предоставляется копия вступившего в силу решения суда.
  • Если контракт расторгнут из-за одностороннего отказа заказчика от его исполнения – предоставляется письменное обоснование причин такого решения.
  • При уклонении от заключения контракта заказчик представляет документы, свидетельствующие об уклонении.
  • В течение 5 дней ФАС рассматривает представленные материалы, проверяет достоверность сведений, обоснованность действий заказчика и принимает решение о включении или невключении в РНП.
  • Информация вносится в РНП в течение 3 дней.

Отказ заказчика от исполнения договора может быть оспорен в ФАС и в суде. Решение о внесении в РНП – в суде.

Порядок включения в РНП по 223-ФЗ установлен Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211:

  • При уклонении победителя или другого участника от заключения контракта заказчик в течение 30 дней направляет в ФАС сведения и документы для включения в РНП:
    • наименование юрлица или ФИО ИП;
    • место нахождения;
    • ИНН;
    • дату подведения итогов закупки (признания закупки несостоявшейся);
    • сведения о контракте (договоре);
    • копию протокола или иного документа, на основании которого заключается договор;
    • копию уведомления об отказе заключить договор (при наличии);
    • копию судебного решения о понуждении заключить договор (при наличии);
    • иные документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
  • При судебном расторжении договора в ФАС направляются те же самые сведения, а также копия вступившего в силу решения суда. Но срок – меньше, и составляет 10 дней с момента расторжения договора.
  • ФАС проверяют представленные материалы в течение 5 дней. Если основания для внесения в реестр недобросовестных поставщиков установлены, сведения представлены в полном объеме и подтверждены, ФАС в течение 3 дней вносит недобросовестного поставщика в РНП.

Подрядные организации, занимающиеся капремонтом в МКД, вносятся в РНП практически по тем же правилам, что и в рамках 44-ФЗ. Однако в данном случае ФАС проверяет представленные сведения и документы в течение 10 дней с возможным продлением проверки на такой же срок. Решение о включении в РНП принимается при участии представителей заказчика и подрядной организации. Кроме того, срок нахождения в РНП – 3 года, в отличие от правил 44-ФЗ и 223-ФЗ, согласно которым он составляет 2 года.

Как проверить, находится ли компания в реестре

РНП – общедоступный реестр. Проверить нахождение в РНП какой-либо компании или ИП может любой человек. В системе предусмотрена возможность поиска по различным параметрам. На каждого включенного в РНП предпринимателя или юрлицо формируется карточка, где можно найти сводную информацию.

Последствия включения в РНП

Заказчики могут указать в условиях закупочной документации отсутствие в РНП как обязательный критерий допуска к участию в торгах или обязательное условие для заключения контракта (договора). Как правило, такой возможностью пользуются. Поэтому основное последствие включения в РНП – невозможность или бесполезность участия в закупках. Кроме того, сам факт нахождения в РНП – это репутационные и финансовые потери в виде упущенной выгоды. Проверка контрагентов по базам – стандартная практика. Действующие договоры могут не продлить, а новые – не заключить. Или, возможно, попросят предоставить обеспечение, а это – дополнительные расходы.

Что делать, если включили в реестр

Срок нахождения в РНП – 2 года, для организаций, занимающихся капремонтом в МКД, –3 года. Досрочное исключение из реестра не предусмотрено. Реорганизация или ликвидация компании и создание нового юрлица не особо эффективны, поскольку в РНП останутся сведения о руководстве и учредителях (участниках) старой компании. По ним можно установить связь и со старым, и с новым юрлицом.

Исключение из РНП возможно, если:

  • Будет успешно оспорено основание для включения в РНП, например, отменено решение суда о расторжении контракта.
  • Суд признает незаконным (необоснованным) внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков – то есть будет успешно обжаловано решение ФАС, как например, в этом деле.

Как часто поставщиков включают в реестр: статистика ФАС

Количество обращений для включения в РНП растёт. Например, за 2019 год прирост составил 95,5% (по 44-ФЗ). Однако ФАС отмечает, что только в половине случаев принимается положительное решение. И зачастую заказчики сами создают условия для нарушений, чтобы убрать нежелательных участников из системы госзакупок. Особенно отчётливо это проявляется, когда основанием для включения в РНП выступает односторонний отказ заказчика от исполнения контракта. Много необоснованных претензий к участникам закупок и при определении уклонения от заключения контракта.

В реестр недобросовестных поставщиков не вносят автоматически. У всех сторон есть возможность представить свою позицию. И этим нужно пользоваться – принимать участие в заседании комиссии ФАС и отстаивать свою точку зрения.

Оставить комментарий

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz