Что делать заказчику, если подрядчик нарушает сроки выполнения работ

9 ноября 2023

Начальный и конечный сроки выполнения работ — существенное условие договора подряда. Для завершения отдельных этапов работ стороны могут предусмотреть в договоре промежуточные сроки. Просрочки, если иное не установлено договором, влекут для подрядчика гражданско-правовую ответственность — от начисления неустойки и штрафа до отказа заказчика от принятия работ с выставлением требования возместить убытки.

На что может рассчитывать заказчик, если подрядчик не выполнил работы в срок

Заказчик может предусмотреть в договоре различную ответственность подрядчика за нарушение сроков выполнения работ, в том числе для каждого срока в отдельности. Чаще всего речь идёт о неустойке, размер и порядок начисления которой стороны прописывают в договоре.

Основные варианты:

  • Неустойка в виде определённой суммы — фиксированной или за каждый день просрочки.
  • Неустойка в виде определённого процента от суммы (цены) договора или стоимости определённого этапа работ. Например, 0,1 %, 0,5% за каждый день просрочки.
  • Неустойка, начисляемая исходя из текущей ключевой ставки Центробанка. Как правило, такая неустойка выражена дробью. Например, 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки.

Максимальный размер неустойки в договоре может быть ограничен определённой величиной. Скажем, каким-то процентом от цены договора (стоимости промежуточных работ, стоимости неоплаченных работ и т.п.). Такой подход позволяет достичь баланса интересов. Но, с другой стороны, всё равно должен побудить подрядчика к скорейшему началу, продолжению или сдаче работ.

Начисление неустойки не освобождает подрядчика от выполнения обязательств. Но её можно использовать в переговорном процессе, в частности, чтобы побудить его к выполнению работ. По соглашению сторон, например, на сумму неустойки можно уменьшить размер денежных обязательств заказчика перед подрядчиком. Правда, такой вариант лучше предусмотреть заранее, указав в договоре возможность удержания неустойки из платежей заказчика в пользу подрядчика. На правило о зачёте лучше не полагаться, да и в суде всегда есть вероятность снижения неустойки по его ходатайству.

Таким образом, неустойка — это и, своего рода, штраф за просрочку, и способ побудить подрядчика сделать свою работу, и инструмент для торга в переговорах.

Если начисление неустойки не решает своих задач, то, скорее всего, у подрядчика серьёзные проблемы с выполнением работ. В этом случае, если были авансовые платежи, нужно оперативно решать вопрос их возврата или взыскания, если таких платежей не было — решать задачу отказа от исполнения договора (принятия работ), взыскания неустойки и убытков.

Наряду с требованием возврата аванса, если деньги не были возвращены, заказчик вправе потребовать выплаты (взыскания) процентов за пользование чужими денежными средствами. Такие проценты начисляют на сумму долга исходя из ключевой ставки Центробанка. Период начисления — со дня, когда подрядчик должен был вернуть аванс, и за весь период, пока он этой суммой неправомерно пользовался. Договором может быть установлен иной порядок исчисления размера процентов и срока их начисления.

Таким образом, при нарушении подрядчиком сроков выполнения работ заказчик вправе рассчитывать:


  • на начисление и получение неустойки (пени, штрафа);
  • на возврат аванса;
  • на получение процентов за пользование чужими денежными средствами;
  • на компенсацию убытков.

Денежные требования не мешают принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора (принятия работ) или его расторжении.

До обращения в суд заказчик обязан исполнить требования досудебного урегулирования спора. Это означает, как минимум, направление в адрес подрядчика претензии в соответствии с порядком, который прописан в договоре, а если не прописан — в порядке, установленном законом.

Какие меры можно принять до направления претензии, и нужно ли это делать

У просрочки подрядчиком сроков выполнения работ может быть много разных причин. Да, добросовестный подрядчик должен сам сообщить о них заказчику. Но такое происходит не всегда, поэтому для начала стоит разобраться в ситуации.

Варианты:

  • Договор предусматривает субподряд, и непосредственно виноват субподрядчик. Это не снимает ответственности с самого подрядчика, но, возможно, стоит предоставить ему время для самостоятельного урегулирования проблемы.
  • У подрядчика проблемы с поставкой материалов, средств, оборудования или других необходимых для выполнения работ ресурсов. Опять же, возможно, стоит подождать, пока проблемы разрешаться, или помочь в их решении.
  • У подрядчика возникли финансовые трудности. Здесь целесообразно проверить, насколько всё плохо — в этом помогут базы исполнительных производств, банкротств, судебных процессов, сервисы ФНС и Федресурса.
  • Подрядчик пропал, не выходит на связь или «кормит завтраками» — в этой ситуации однозначно нужно направлять претензию.

Какие сервисы использовать для проверки, подробнее рассказываем здесь:

Выяснить почему подрядчик нарушил сроки выполнения работ можно по телефону, через переписку, при личной встрече с руководством. Но чтобы он ни говорил, лучше проверить — если есть возможность, связаться с другими его контрагентами и уточнить наличие или отсутствие проблем с выполнением заказа.

Если вы готовы предоставить подрядчику дополнительное время, пойти на другие уступки или договорились о других изменениях в порядке выполнения работ, обязательно заключите дополнительное соглашение к договору. Не доверяйте словам — от них легко отказаться.

Подготовка и направление претензии не лишает заказчика возможности параллельно уточнять причины, по которым подрядчик затягивает сроки выполнения работ, вести переговоры, проверять контрагента и т.д. Есть нарушение — есть официальная претензия. Это нормально. Тем более что и сам ответ на претензию поможет понять, в чём проблемы, что и как дальше делать.

До направления претензии стоит уточнить причину просрочки и проверить контрагента на наличие судебных дел в отношении него. Любые новые договоренности фиксировать письменно.

Претензионный порядок урегулирования спора

Претензионный порядок — основной способ досудебного урегулирования спора. Как правило, он прописан в договоре. Достаточно редко стороны выбирают переговоры или прибегают к медиатору, заранее указывая это в договоре.

Претензию готовят и направляют, даже если такой порядок урегулирования спора не указан в договоре.

В зависимости от ситуации заказчик может направить одну или несколько последовательных претензий.

Например:

  • В первой претензии можно указать на просрочку, потребовать незамедлительно приступить к выполнению работ и выплатить неустойку за период простоя.
  • Во второй претензии, если проблема не решена, можно выдвинуть те же самые требования и дополнительно — возвратить аванс, если он был, компенсировать убытки и выплатить процент за пользование чужими денежными средствами.

Но ничто не мешает составить одну претензию и обозначить в ней все свои требования.

Претензию готовят в письменной форме и направляют на адрес подрядчика, указанный в реквизитах договора. Для подтверждения отправки претензии документы отсылают заказным письмом с описью вложения. Если стороны используют электронный документооборот, претензию составляют в виде электронного документа, подписывают электронной подписью и направляют через оператора ЭДО или его сервис.

Содержание претензии — стандартно:

  • Описание сделки: когда и кем был заключен договор, его предмет и другие важные условия.
  • Нарушение — в чём именно оно заключается, чем подтверждается, какие негативные последствия влечёт.
  • Правовое обоснование — ссылки на условия договора и нормы права, которые нарушены подрядчиком.
  • Применяемые санкции, например, начисление неустойки.
  • Требования заказчика.
  • Дата и подпись.

Если нужно, к претензии приобщают документы. Например, это может быть ответ подрядчика на первую претензию, в котором он обещал устранить нарушения, выплатить неустойку и т.д. Или, возможно, переписка сторон относительно спора.

Если срок ответа на претензию указан в договоре, стороны придерживаются этого срока. Если нет, можно обозначить любой разумный срок. Обычно это 10-30 календарных дней.

Претензия не должна быть формальной. Нужно стремиться побудить подрядчика устранить нарушение, приступить в работе, погасить неустойку, вернуть аванс. Но если ясно, что подрядчик вряд ли начнёт, продолжит или доведёт до конца работы, необходимо чётко изложить последствия такого поведения и потребовать выплаты всех денежных обязательств (неустойки, процентов, возмещения убытков). Одновременно нужно указать, что заказчик из-за просрочки (обычно длительной) утратил интерес к выполнению подрядчиком работ, отказывается их принимать и требует возместить убытки (при их наличии).

При подготовке претензии, как механизма досудебного урегулирования спора, важно учесть: в исковом заявлении можно заявить только те виды требований, которые охватывал претензионный порядок, иначе их не рассмотрит суд. И чем лучше была подготовлена правовая позиция в претензии, её обоснование, тем проще будет подготовить и обосновать исковое заявление.

Если претензионный порядок поможет прийти к какому-то соглашению, например, в части изменения сроков, снижения стоимости работ за счёт суммы неустойки, договорённости нужно закрепить в письменном виде.

Нет реакции на претензию, прислан формальный ответ, подрядчик отказывается выполнить требование – сразу нужно готовиться к судебному процессу.

Подведем итоги

  • Нарушение сроков работ подрядчиком — серьёзное нарушение условий договора. Если день – два можно подождать, то недели и месяцы — это уже очень долго.
  • При просрочке заказчик вправе требовать выплаты неустойки (пени, штрафа), возврата аванса, процентов за пользование чужими денежными средствами и компенсации убытков.
  • Нарушение срока — основание отказаться от приёмки работ и потребовать возмещения ущерба.
  • Основной механизм досудебного урегулирования спора — направление претензии. Претензию можно направить сразу, как только возникла просрочка.
  • Любые договорённости по итогам урегулирования спора нужно закреплять письменно.
  • Если претензионный порядок ничего не дал, необходимо как можно быстрее обращаться в суд.

Оставить комментарий

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz