Третейский суд: общее понятие, виды и компетенция

Третейский суд считается альтернативой государственной судебной системе. В России его деятельность подчинена законодательному регулированию, а исполнение его решений реализуется только через обращение в арбитражный суд или суд общей юрисдикции.

Нормативно-правовая основа деятельности третейских судов

В современной России третейские суды действуют с начала 1990-х годов. Их формирование началось с принятием Постановления ВС РФ от 24.06.1992 №3115-1 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров». Затем последовало принятие Закона «О третейских судах в Российской Федерации» от 24.07.2002, который достаточно долго регулировал деятельность таких судов. На сегодняшний день действует новый закон – ФЗ «Об арбитраже в Российской Федерации» от 29.12.2015 №382-ФЗ. Он, а также положения АПК РФ и ГПК РФ являются основной нормативно-правовой базой для осуществления третейского разбирательства, оспаривания и исполнения решений третейских судов.

С принятием нового Закона была сделана ставка на качество негосударственного арбитража, что неминуемо привело к предъявлению более высоких требований к деятельности третейских судов и арбитров. Результаты переходного этапа реформирования, который завершился к ноябрю 2017 года, были весьма показательны: количество третейских судов резко сократилось – с более чем 1500 до 4.

Изменения в используемых понятиях

Новое законодательство изменило понятийный аппарат и дополнило его новыми определениями:

  • Понятия «третейское разбирательство» и «арбитраж» стали синонимами и означают процесс разрешения спора и принятия решения третейским судом.
  • Изменилось определение третейского суда. Теперь это либо коллегия арбитров (третейских судей), либо единоличный арбитр (третейский судья). Ранее, напомним, под понятием «третейский суд» подразумевался именно суд – постоянно действующий или специально созданный для разрешения конкретного спора.
  • Постоянно действующие третейские суды заменили арбитражные учреждения. При этом требования возросли в разы, что и привело к сокращению количества судов до минимума.
  • Третейский суд, создаваемый для разрешения конкретного спора, остался. Правда, порядок его деятельности серьезно изменился. Такие суды не осуществляют функции администрирования, а значит, не имеют правовой возможности назначать арбитров, вести делопроизводство и собирать арбитражные сборы. Их деятельность и возможности ограничены на законодательном уровне. Преимущество отдано арбитражным учреждениям.
  • То, что ранее называлось третейским соглашением, стало арбитражным соглашением. Аналогичный подход и к третейской оговорке.

Виды третейских судов

Классификация третейских судов:

  • Арбитраж внутренних споров.
    Третейские суды для разрешения внутрироссийских споров делятся на 2 вида:
    • Первый вид — арбитражное учреждение (ранее – постоянно действующий третейский суд);
    • Второй вид — третейский суд, образованный сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).
  • Международный коммерческий арбитраж, действующий в соответствии с ФЗ «О международном коммерческом арбитраже».

Постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при НКО (некоммерческая организация). Учитывая список требований и ограничений, перечень таких некоммерческих организаций сведен к минимуму. Фактически создание арбитражного учреждения невозможно без соответствующего решения со стороны государства (Правительства).

Подсудность

В рамках третейского разбирательства могут быть рассмотрены только споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений.

Обязательные условия передачи спора на рассмотрение в третейский суд:

  • Соглашение сторон.
  • Отсутствие законодательного запрета на передачу спора в третейский суд (определенной категории споров).

На рассмотрение третейского суда стороны вправе передать любой спор, посудный арбитражному суду или суду общей юрисдикции, если в законах не установлено для такого спора запрета или ограничения.

Арбитражное соглашение

Наличие арбитражного соглашения – ключевое условие передачи спора на разрешение третейского суда.

Важные моменты:

  • Соглашение может касаться определенных или всех возможных между сторонами споров, которые возникли или могут возникнуть из договорных отношений и (или) законного основания.
  • Соглашение заключается в письменной форме. Оно может быть условием договора (арбитражная оговорка) или отдельным документом.
  • Письменная форма считается соблюденной, если стороны обменялись письмами, телеграммами, факсами, процессуальными или иными документами, в том числе в электронной форме. Главное – наличие возможности достоверно установить, что документ исходит от конкретной стороны.

Практика и тенденции

Если в США и ряде европейских стран третейское разбирательство коммерческого спора – это скорее норма (более 50-60% всех споров), чем возможность, то в России все далеко не так. До реформы 2015-2017 гг. многие предприниматели называли третейские суды не иначе как «судами-помойками» или «карманными судами». Другие относились с настороженностью. И мало кто видел в них действительно эффективную альтернативу федеральным судам. Этим, собственно говоря, и была обусловлена реформа.

На сегодняшний день в масштабе всех рассматриваемых федеральными судами гражданских споров доля третейских разбирательств крайне невелика: грубо говоря, несколько тысяч против миллионов дел. С вступлением нового закона все ждали кардинальных перемен, но пока картина существенно не поменялась. Напротив, некоторые отмечают, что спрос на третейские суды серьезно упал.

Оставить комментарий

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz